Клиновые задвижки

Свое название клиновые задвижки получили по форме затвора, в котором уплотнительные поверхности расположены под углом друг к другу. Это запорное устройство имеет проход, перекрываемый поступательным перемещением затвора. Направление его движения перпендикулярно движению потока транспортируемой по трубопроводу среды. Эксплуатация клиновых задвижек более всего применима в системах, транспортирующих воду, пар, нефть, жидкие неагрессивные нефтепродукты, а также жидкий и газообразный аммиак.

Клин таких задвижек может быть

  • цельным жестким,
  • цельным упругим,
  • составным двухдисковым.

Чтобы разгрузить сальник при открытом затворе и получить возможность менять сальниковую набивку во время работы, клиновой корпус и клин, верхнее уплотнение в крышке наплавлены высоколегированной сталью.

Параллельные задвижки

Существует еще один тип задвижек – параллельные. Здесь уплотнительные поверхности затвора располагаются параллельно друг другу. Если в параллельной задвижке один диск, она называется «шиберной задвижкой», 2 – двухдисковой. От характера движения шпинделя зависит такая классификация, как «с выдвижным шпинделем и штоком» и «с невыдвижным шпинделем». Невыдвижной шпиндель еще называют «вращаемым», поскольку для закрытия он совершает вращательное движение, а выдвижной – винтовое.

Если задвижка оснащена выдвижным шпинделем, то ее габариты по высоте будут больше. Невыдвижной шпиндель может быть на задвижках, работающих в средах, не способных вызвать коррозию ходового узла, например, нефтепродуктах или воде. В других трубопроводах ставят задвижки с выдвижным шпинделем.

Стальные и чугунные задвижки

В настоящее время задвижки чаще всего изготавливаются из стали и чугуна. Стальная арматура используется в роли запорного устройства на трубопроводах с такими рабочими средами, как вода, пар или жидкие (газообразные) неагрессивные нефтепродукты. Такими задвижками можно перекрывать потоки газа или жидкостей в системах с разным давлением и условными проходами.

Стальные изделия такого плана рассчитаны на эксплуатацию в регионах с умеренным климатом. Такие задвижки относят к классу восстанавливаемых, ремонтируемых изделий. Их дисциплина восстановления нерегламентирована, а продолжительность и эксплуатации определяется как вынужденная.

Чугунные задвижки – это традиционное запорное устройство, с помощью которого поток рабочей среды в системе может быть полностью отключен или включен. Такая арматура установлена на трубопроводах для перекачки воды, пара, нефтепродуктов, масла при температуре не вше 225 С. Корпусные детали здесь полностью выполнены из чугуна.

Установка чугунных задвижек проводится на горизонтальном трубопроводе маховиком вверх (шпиндель расположен вертикально), на вертикальном – арматура ставится плашмя (шпиндель – горизонтально). Задвижки из этого материала также считаются ремонтируемыми. Управлять стальными и чугунными задвижками можно как вручную (при помощи маховика), так и автоматически (при помощи электропривода).