Шаровые задвижки: классификация, виды
Для регулировки потока жидкости применяется шаровая задвижка, которая устанавливается непосредственно в трубопровод. Элемент крепится герметично и подходит для труб различного диаметра. Особенность задвижек – долгий срок эксплуатации.
Рассмотрение конструкции
В разборе шаровую задвижку можно разделить на три основных элемента:
- корпус,
- элемент для запирания,
- рычаг.
Корпус, в свою очередь, также состоит из элементов – выделяют резьбовой и стыкуемый сегмент. Между ними находится седло, стык осуществляется через прокладку. По диаметру два узла являются идентичными. С одной и, с другой стороны, есть отверстия для крепления. Иначе они могут называться магистральными торцами.
Диаметр внутренней и внешней трубы зависит от трубопровода. Также есть различие в материале арматуры. Если рассматривать рычаг, он применяется для управления потоком. Нормы и параметры прописаны в ГОСТ 12819-80. В документе определены стандарты по размерам, допускам. Также указывают параметры – пропускная способность, максимальное давление, уровень погрешности.
Допуски шаровой задвижки определяются по диаметру резьбы. У моделей они колеблется в пределах 20-250 мм. Существуют типоразмеры, поэтому под конструкцию подбираются соответствующие фитинги.
Функция запорного элемента
Внутри любой задвижки используется запорный элемент, чтобы поддерживать давление в системе. Однако внешний вид может отличаться, многое зависит от размеров корпуса. Зачастую запорный элемент похож внешне на шар. Для примера можно рассмотреть ординарный элемент. Особенности:
- универсальность,
- плоская сферическая форма,
- подходит для газового трубопровода.
Модели с ординарными элементами применимы в нефтепроводах. У деталей используется небольшое утолщение в нижней части. Качество работы элемента зависит от заслонки. Небольшой конических выступ обеспечивает быстрое управление.
Также существуют дисковые задвижки, которые иначе могут называться композиционными. Как понятно из названия, элементы производятся из композитные материалов. Задвижки хорошо себя показывают при обслуживании загрязнённого потока. Они могут устанавливаться на очистных сооружениях, коллекторах.
Шаровые задвижки не имеют диска, однако используется седло. Оно дает возможность управлять потоком, дозировать количество жидкости, которое поддаётся в трубу.
Важно! Пробковые затворы нуждаются в постоянной сказке. Для дозировки жидкости используется пробка, монтаж осуществляется на седло.
Запорные элементы при желании подлежат ремонту. При деформации диска его можно поменять либо сточить. Подкладки также подлежат замене.
Узлы управления
У задвижек при производстве устанавливаются два типа схем:
- ручные,
- автоматические.
Рычаг и вентиль используются у моделей с ручным управлением. Ход штока обеспечивается за счет затвора. Он располагает в корпусе, рядом с прокладкой. Конструкции могут быть с одним или несколькими вентилями. В производстве используются модели горизонтальной, вертикальной направленности. Для передачи крутящего момента от вентиля подходит червячный механизм. Различие кроется лишь в диаметре шестерни.
Автоматические системы управления применимы на производстве для дистанционного управления потоком жидкости в трубопроводе. Какие-либо рычаги в задвижке отсутствуют, применяется устройство для передачи крутящего момента от вала. Наилучшим образом подходит электрический привод. Однако, рассматривая трубопроводы с диаметром более 200 мм, годятся гидравлические системы.
Пульт управления может быть беспроводным или проводным. Узел устанавливается на панель и изолируется. Стоимость задвижек с автоматической системой выше в 5-10 разу.
Принцип работы
Работа шаровой задвижки строится на управлении потоками жидкости в трубе. Когда рычаг устанавливается в нижнем положении, заслонка открыта. Жидкость или газ при этом движется от одного магистрального торца к другому.
При установке рычага в верхнее положение происходит закрытие механизма. Заслонка при этом поворачивается на 90 градусов. Важнейшие параметры:
- пропускная способность,
- погрешность работы.
Пропускная способность шаровой задвижки регулируется рычагом.
Важно! У дисковых моделей нет возможности подстраивать поток, поскольку отсутствует заслонка.
Монтаж задвижки
При установке задвижки обращается внимание на магистральные торцы. Именно через них осуществляется крепление к трубопроводам. По стандартной схеме применяются муфты. Стык фиксируется за счет струбцины. Специалист поочередно крепит арматуру и делает разъем герметичным.
Болты удерживаются за счет шайб. При подборе фиксаторов учитывается диаметр резьбы. Фитинги зачастую прикладывают производителем задвижек.