Стальные задвижки преимущественно применяются в качестве запорной арматуры трубопровода, чей запирающий элемент располагается в крайних положениях «открыто»- «закрыто». Помимо этого такие задвижки из стали используют как регулирующий орган в незамкнутых гидравлических системах, чьё номинальное давление не превышает отметки 1 атм.

Стальные задвижки используют с целью полного открытия или перекрытия потока рабочей среды. Они являются разновидностью запорной арматуры, используемой при создании трубопроводов того или иного назначения. Перекрытие потока рабочей среды осуществляется путем образования затвора, располагающегося перпендикулярно к ее потоку.

Задвижки из стали можно разделить на такие группы с учетом ряда характеристик, а именно:

  • тип затвора,
  • способ соединения задвижки с трубопроводом;
  • размещение ходового узла задвижки;
  • разновидность привода.

По типу затвора стальные задвижки бывают клиновыми и параллельными. В клиновых задвижках уплотнительные кольца располагаются под углом относительно друг друга, таким образом, формируя клин. В случае параллельных задвижек уплотнительные кольца размещаются параллельно.

В свою очередь, стальные клиновые задвижки подразделяют на жесткие и составные разновидности. В первом случае имеет место быть цельнолитой клин, за счет чего достигается отличная герметичность, но при больших температурных колебаниях среды в трубопроводе они могут заклиниваться вследствие расширения сплава под действием температуры. Во избежание этого были созданы задвижки, снабжаемые составным двухдисковым запирающим элементом.

Параллельные задвижки из стали бывают однодисковыми или двухдисковыми, когда между дисками размещается распорный элемент, имеющий вид клина или пружины.

Ходовой узел в стальной задвижке может быть вращательным или выдвижным. Выдвижная разновидность ходового узла может делать поступательно-вращательное/поступательное движение с целью перекрытия рабочего потока, в то время как вращательный холодный узел перекрывает поток исключительно путем вращения. Задвижки с выдвижным шпинделем ниболее долговечные, поскольку в процессе работы их ходовая резьба не вступает в контакт с рабочей средой, в то время как в модификациях с вращательным шпинделем имеет место быть обратное. При этом решения  с вращательным ходовым узлом более компактны, что упрощает их эксплуатацию в ограниченном пространстве.

Для приведения стальных задвижек в действие служит электрический или ручной привод. В крупногабаритных задвижках с ручным приводом применяются редукторы с передачами с целью облегчения процесса её приведения в действие.

Для соединения задвижки с трубопроводом используются стандартные фланцы с болтами. В качестве альтернативы можно прибегнуть к сварке. Ввариваемые задвижки являются самыми надежными и прочными, применяются в трубопроводах с большим давлением потока рабочей среды и агрессивными жидкостями, гарантируя отличную герметичность и предотвращая протечки.

По способу изготовления задвижки из стали можно разделить на цельнолитые, сварные и штампованные разновидности. При сборке трубопроводов наиболее распространение получили литые решения, что обусловлено их высоким уровнем надежности.

Как и у любого другого элемента трубопровода, у стальных задвижек имеются как плюсы, так и минусы.

Из главных достоинств таких задвижек можно отметить то, что они очень просты в эксплуатации, характеризуются малой длиной и малым гидравлическим сопротивлением. Параллельно с этим им требуется относительно много времени на открытие/закрытие, а также не предусмотрена возможность осуществлять регулировку скорости рабочего потока.